Регистрация Вход
Библиотека /
Поиск по библиотекеМоя библиотекаИскать книгу(обмен)

Андрей Богатырев. Вождение автомобиля

Андрей Богатырев. Вождение автомобиля


--------------------------------------------------------------- Эта же книга доступна так же в формате PS+GZIP --------------------------------------------------------------- Автомобиль - это бомба на колесах, которая не взрывается и не попадает в аварию только потому, что мы им управляем. Очень капризный, ломкий, привередливый и опасный аппарат, который не прощает ошибок. Посему принцип номер один:

Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения


после того, как вы сами воспитали в себе надежные тормоза для своих желаний, превратили страхи в умения и подчинили самобеглую коляску своей небезумной воле - вот тогда автомобиль еще и средство для самоутверждения и наслаждения.

1. Органы управления автомобилем


1.1. Общие характеристики ВАЗ 2103


+------------------------------------------+--------------------+ |мощность двигателя при 5600 об/мин | 77 л.c. | +------------------------------------------+--------------------+ |порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | +------------------------------------------+--------------------+ |расход топлива на 100 км пути | 8.4 литра | +------------------------------------------+--------------------+ |полная масса | 1430 кг. | +------------------------------------------+--------------------+ |на переднюю ось | 656 кг. | +------------------------------------------+--------------------+ |на заднюю ось | 774 кг. | +------------------------------------------+--------------------+ |размеры: ширина | 1611 мм. | +------------------------------------------+--------------------+ |размеры: длина | 4116 мм | +------------------------------------------+--------------------+ |ширина передней колеи | 1365 мм. | +------------------------------------------+--------------------+ |ширина задней колеи | 1321 мм. | +------------------------------------------+--------------------+ |грузоподъемность | 5 человек; 400 кг. | | | груза (включая 50 | | | кг. груза в | | | багажнике) | +------------------------------------------+--------------------+

1.2. Сцепление


Сцепление служит для: Педаль сцепления - самая левая. Работают с ней левой ногой, всей голенью, при этом пятка висит в воздухе. Быстро вжать

выжать сцепление


выключено


сцепление включено


педаль не нажимают, левая нога ставится на пол слева от педали; точнее - на арку левого колеса.

рассоединяет


которые в обычном состоянии плотно прижаты друг к другу и передают вращение от коленчатого вала двигателя к коробке передач. При нажатой педали вращение не передается. Бросать педаль сцепления (резко отпускать, не придерживая

резко


соединяются и машина делает резкий рывок вперед, дергается.

1.3. Тормоз (ехать медленнее)


Средняя педаль. С ней работают правой ногой. Служит для замедления движения автомобиля или полной остановки. Не дает вращаться колесам. Нажим на тормоз при включенном сцеплении может заглушить двигатель, так как двигатель не сможет проворачивать заблокированные колеса. Никогда не тормози: Заблокируешь колеса - кувырком вылетишь с дороги. катится - можно сломать подвеску колес (рычаг на излом вместо качения). касается дороги, другое - едет. Занос, опрокидывание. кувырком. Тормози так: ----------------+--------------------------------------------------

потом


на 3ей передаче | а то заглохнет двигатель ----------------+-------------------------------------------------- с высокой | тормозим со включенным сцеплением (разумеется, скорости до | надо перестать давить на газ). Это называется 20-30 км/ч | "торможение двигателем". При этом нужно | понижать передачи, если требуется лишь | замедлиться, а не полностью остановиться. ----------------+-------------------------------------------------- | на скользкой | дороге | | раз), на грани блокировки колес. | | | блокировке колес произойдет занос (колеса не | вертятся, а автомобиль скользит - и | неуправляем). Особенно, если одно колесо | тормозит раньше другого. ----------------+-------------------------------------------------- Мораль проста: "Тише едешь - дольше будешь (цел)".

1.4. Газ (ехать быстрее)


Самая правая педаль. С ней тоже работают правой ногой (нога не может одновременно нажимать газ и тормоз - только по очереди), при этом пятка ноги стоит на полу. При переносе правой ноги с тормоза на газ и обратно пятка может стоять на полу (поворотом носка), а может отрываться от пола, как удобнее. Лучше, чтобы нога переносилась с газа на тормоз и с тормоза на газ параллельным переносом стопы, с

всю


разом (что важно для тормоза); кроме того, если действовать поворотом носка, есть возможность зацепиться за край педали

под


промахнуться мимо тормоза в ситуации, требующей экстренного торможения (очумевший пешеход на дороге). Служит для наращивания оборотов двигателя, а потому - и скорости автомобиля. При езде педаль газа более-менее постоянно держат нажатой. Но не больше, чем на 1/2, 1/3, а чаще - совсем слегка. Это довольно чувствительная к нажатиям педаль.

скоростью


двигателя. Так, при езде в гору, газ надо нажимать сильнее, чем при езде по ровному месту; а под гору можно практически совсем не нажимать, так как машина разгоняется под уклон за счет собственного веса. Скорости, однако же, при этом будут одинаковы. Вредно нажимать педаль газа (наращивать обороты) при отключенном сцеплении: ты изнашиваешь выжимной подшипник в сцеплении, а кроме того, дискам сцепления труднее сравнять скорость, если один из них разогнан, а другой - нет.

сначала отпусти


потом дави


отпусти газ, и лишь потом выжимай сцепление.

над


педалью газа и не нажимать ее даже рефлекторно, в то время как левая нога вдавливает сцепление в пол. Ученику можно оттягивать носок правой ноги на себя. Этот момент следует

сознательно


Для замедления движения достаточно бывает для начала просто перестать давить на педаль газа, убрать газ. Но не следует

резко


педали, то не надо просто резко бросать педаль: машина сделает рывок назад, резкое сбавление хода. Это то же самое, если бегуну на полном бегу заткнуть рот и нос - он

резко


Вообще, все педали следует нажимать плавно (кроме педали сцепления, которую вдавливают резко и до упора), и отпускать плавно (резко можно отпускать только тормоз, да и то, чтобы быть готовым снова затормозить (например, на уклоне) - лучше делать это в умеренном темпе). То же самое про вращение руля - крути его по возможности плавнее, если обстоятельства не требуют экстренной быстроты. Резкость изнашивает машину и создает опасные ситуации.

1.5. Коробка передач и рычаг переключения передач


Коробка передач служит для передачи вращения коленчатого вала двигателя к карданному валу (и далее на колеса) с

передаточное число


Каждой передаче соответствует свой диапазон скоростей автомобиля.

минимальной


скорости диапазона (по какой-то причине замедлиться) - двигатель начинает "чихать", машина дергается взад-вперед, и двигатель глохнет, так как не может работать на таких низких оборотах. Спасти от этого может выжимание педали сцепления (и переход на более низкую передачу, соответствующую новой скорости движения).

максимальном


перенапрягается; но быстрее, чем позволяют максимальные обороты двигателя, все равно не поедешь. Для ускорения движения следует просто перейти на следующую передачу. горку), а передача низка, то двигатель не может еще повысить обороты, и начинает притормаживать скорость движения автомобиля. Это тоже называется "торможение двигателем". Скоростной режим работы машины и значения скоростей для данных передач: +-------------+--------------+--------------+--------------+ | передача | зачем | скорость | передаточное | | | применяется | | число | +-------------+--------------+--------------+--------------+ +-------------+--------------+--------------+--------------+ |нейтраль (N) | для отсоеди| | нения вала | хающее дви| | двигателя от | жение по | | | | трансмиссии | инерции | | | | на длитель| | ное время | | | +-------------+--------------+--------------+--------------+ | 1 | для трогания | до 10 км/ч | 3.75 | | | с места | | | +-------------+--------------+--------------+--------------+ | 2 | для разгона | 10-30 км/ч, | 2.30 | | | | режим 20 | | +-------------+--------------+--------------+--------------+ | 3 | для движения | 30-50 км/ч, | 1.49 | | | по прямой | режим 40 | | +-------------+--------------+--------------+--------------+ | 4 | для движения | более 40 | 1.00 | | | по прямой | км/ч, режим | | | | | более 50 | | +-------------+--------------+--------------+--------------+ +-------------+--------------+--------------+--------------+ |задняя (R) | для движения | до 10 км/ч | 3.87 | | | назад | | | +-------------+--------------+--------------+--------------+ Схема переключения передач ручкой: 1 3 5+ | | + |нейтраль + | | | 2 4 R Рычагом переключения передач манипулируют так: можно накрыть

сверху


(большой палец справа от шишечки, ладонь обращена вниз). Однако, это не самый лучший способ. Лучше держать рукоятку пальцами. Для переключения с N на 1, 1 на 2, 2 на 3, 3 на 2, 4 на 3 -

справа


шишечка оказалась между ладонью и большим пальцем. Затем сжимаем (слегка) пальцы. Рукоятка толкается "вилкой", ладонь правой руки обращена влево и чуть вверх, рычаг вложен в ладонь, большой палец накрывает шишечку рычага строго

сверху


надавливать


влево


действием пружины не ушел вправо по пазу нейтрали (к пазу 3-N-4 передач), и вместо 2 передачи случайно не включить 4. Переключение с 3 на 4 делается с иным сложением ладони: ладонь складывается "лодочкой", накладываясь на шишечку

слева-сверху


ладонь обращена вправо-вниз, прямые сомкнутые вместе пальцы

вниз


тянем рычаг на себя, отжимая его одновременно чуть вправо (придерживая). Переключение передач делается при выжатом сцеплении с короткой паузой в нейтрали, на счет "раз-два". сцепление. Важен еще один момент - не следует задерживать руку на

Сразу после включения


требуемой передачи следует убрать правую руку с рычага и


вернуть ее на руль


(по забывчивости) руку на рычаге. От убирания руки отвлекает необходимость плавно отпустить сцепление ногой, но тут следует тренировать координацию движений. При переключении передач не следует смотреть глазами на рычаг. Обычно передачи переключаются при изменении обстановки на дороге: у светофоров, при замедлении хода (перед пробкой), перед поворотом - и в этот момент важнее крутить рулем и глазами оценивать дорогу (для торможения), чем проверять, куда ты повернул рычаг. Научись попадать на нужную передачу наощупь. Кроме того, что ты увидишь, к примеру, ночью??? Для включения заднего хода рукоятку следует поставить в

сверху


вжать


позицию R. Это (вжимание в пол) сделано для того, чтобы не включить эту передачу случайно (например, вместо 4ой). Перед включением любой передачи сперва выжми до упора педаль сцепления. При трогании с места (1 передача) - тоже. При включении заднего хода - тоже. Без этого можно давить на рычаг до посинения, пока не сломаешь - но передачу все равно не включить.

1.6. Рулевое колесо


Руль может делать примерно по 2В2.5 полных оборота в каждом направлении, при этом колеса отклоняются примерно на 45каждую сторону. Для поворота машины на 90

доворачивают


примерно на 45В90выполнения поворота (или чуть раньше, перед завершением) руль вращают в обратную сторону до ровного положения. Слева на руле - рычажок переключателя указателей поворота (поворотник, мигалка). Вниз - левого; вверх - правого. Среднее положение - выключен. Указатель поворота включается

после


выполнения маневра. Включается он выпрямленными пальцами левой руки, попутно с вращением руля. Левая рука с руля не снимается. При больших поворотах руля в обратную сторону указатель поворота отключается автоматически. О включенном указателе поворота говорит мигающий сигнал <-> на приборном щитке. Под рычажком указателя поворота - рычажок света фар. Его положения: a) выключено; б) ближний свет; в) дальний свет. Однако, для включения фар следует еще предварительно включить тумблер на приборной панели; его включение дает ток на выключатель света фар и одновременно зажигает габаритные

без


габаритных огней). Справа на руле - выключатель стеклоочистителя ("дворники", щетки). Его положения: а) выключено; б) импульсный режим (раз в 15В30 секунд); в) непрерывно.

2. Перед началом поездки


малой утомляемости, а следовательно и неослабевающего внимания на дороге. Ручка вперед-назад - справа под креслом; ручка наклона спинки - слева; салонное зеркало - в него должно быть видно заднее ветровое стекло и дорога за ним. В это зеркало тебе полагается часто посматривать при езде, особенно при различных маневрах;

3. Запуск двигателя


можно поехать сразу после поворота ключа, неожиданно); обязательно] - не отпускать, чтобы облегчить труд стартера); положении на свечи идет ток, и при работающем двигателе происходит зажигание; часовой стрелке (держать не более 2 сек.) - и двигатель завелся; звук - сразу отпусти ключ. Это "что-то не то" в стартере, отпусти ключ и попробуй снова после паузы. А то сломается;

слегка


после того, как двигатель завелся, подержать газ пару секунд, чтобы дать выгореть накачанному при нажатии педали топливу; Если двигатель не завелся с одного поворота ключа, то перед следующей попыткой выжди 4В5 секунд.

Вы


стрелки.

4. Трогание с места


левой руки, руль не отпускать) - мигает мигалка влево, даже если ты намерен ехать абсолютно прямо;

до упора


сразу при включении передачи; кроме того, при включенном сцеплении передачу включить очень трудно, легче сломать рычаг;

еще вверх


для постановки на тормоз, нажать большим пальцем кнопку -

легко


вниз


кто-нибудь едет сзади и/или слева - лучше подожди и пропусти их;

точке


трогания (трения дисков друг о друга) придержать


сцепление (не бросать педаль, а зафиксировать) - это

этот самый момент


чуть-чуть добавлять газ (не добавишь - может заглохнуть двигатель); он не выключился сам, а если ты едешь сразу по прямой -

не


(для перехода на 2 передачу) - это должен быть быстрый разгон, потому тут газ надо прибавить сильно/смело. Имеет смысл пальцами левой руки выключать мигалку, а правой ногой одновременно жать на газ и разгонять машину до 2 передачи. Разгон с 1 на 2 передачу - короткий, но быстрый; долго ездить на 1 передаче считается нехорошо ("затяжной разгон").

сначала


отпускать педаль сцепления. двигатель может заглохнуть, особенно если холодная погода или машина стоит носом в гору. даже при аккуратном подводе сцепления. этом еще может заглохнуть мотор (не вынеся сразу и резко подведенной нагрузки). несколько раз и найди правильное положение), потом - осторожный, с паузой, подвод сцепления. Это касается, разумеется, не только трогания от обочины, но и трогания на перекрестках: например, в момент включения зеленого светофора. Про перекресток - еще одно замечание:

быстро


сзади стоящие машины. Так что плавность работы педалями не должна идти в ущерб скорости работы ими. Тут даже рывок лучше, чем заглухание двигателя.

5. Переключение передач


Ты разогнался до предельной скорости для данной передачи и залез в начало диапазона скоростей для следующей передачи. Чтобы не перенапрягать двигатель, следует переключиться на следующую передачу.

совсем


на педаль (проконтролируй себя); фиксируя положение "нейтраль"); сцепление плавно, но быстрее, чем при трогании с места, так как машина уже находится в движении и имеет инерцию). Отпустишь сцепление раньше, чем нужно, или не выжмешь его вовсе - передачи будут переключаться с хрустом и скрежетом, а шестерни в коробке передач побьются и получат массу заусенцев. Во время переключения передач машина катится по инерции

замедляет


разогнать


новой передачи


сцеплением не потерять скорость настолько, чтобы она

новой


передачи


передачу, когда скорость машины уже не позволяет ее включить? - слишком медленно. Поэтому передачи надо

быстро


N+1-ая передача N-ая-передачапад+---------скорость разогнаться досюда

последовательно


-- ---- -- -- ---- N 1 N 2 N 3 N 4 А при торможении (с выжатым сцеплением) следует в конце концов включить ту передачу, которая соответствует новой скорости машины. Ехал на 4ой: места). Ехал на 4ой:

без


газа


Последовательно


необязательно


Замедление передач может понадобиться для прохождения


поворотов и перекрестков (с любой передачи притормози до


2ой). Тише едешь - больше видишь; и больше времени на


раздумья и реакцию


При трогании с места разгон с 1 передачи до 2 следует делать

быстро


сильно


км/ч), отпустить газ, немедленно выжать сцепление, переключить ручку 1 на 2, и отпустить сцепление. Этот разгон должен быть довольно резок, плавные и осторожные нажатия на газ оставь для более быстрых скоростных диапазонов, когда машина движется уже быстро и более чувствительна к газу. Цель быстрого разгона - поскорее начать движение на более-менее приемлемой скорости; если ты будешь плавно и осторожно разгоняться с 1 на 2 передачу при трогании с места на перекрестке - ты будешь притормаживать всех, едущих вслед за тобой. Это уже почти называется "зазевался".

6. Остановка у тротуара или обочины


любой


понижая предварительно передачи на низшие. крайнему правому ряду вдоль тротуара; причаливания к тротуару; вправо - заедешь на тротуар, или колесом заденешь о бордюр (так уж если задеть - то лучше на малой скорости); выровнять руль, движение по прямой вдоль тротуара; скорость упала до минимально допустимой для текущей передачи, или чуть заранее);

сначала


начинают плавно притормаживать, и при этом еще рулем направляют машину к тротуару);

резко


хватает - добавить нажатие. передачу (чтоб можно было убрать ногу со сцепления);

ручник


рукоятку вверх (чтоб можно было убрать ногу с тормоза, а машина не покатилась под уклон); должен раздаться характерный треск храповичка. Рычаг просто взять ладонью в обхват, кнопку не нажимать; рычаг потянуть вверх с некоторым усилием, для фиксации колодок; стрелки). передачу при выключенном двигателе; чтобы если колеса покатятся, им надо было бы проворачивать еще и двигатель, а это тяжело. Но именно потому, что при стоянке может остаться включенной передача, перед включением двигателя следует поставить рукоятку переключения передач в нейтраль. врезались.

7. Змейка


Теперь о технике вращения руля. Есть два способа - перепуская руль между ладоней и перехватом. Основной закон - руки не должны скрещиваться и завязываться в узел. Для тренировки быстрого и сильного вращения руля полезно упражнение "змейка". Находим пустынную двухполосную дорогу. Начать движение на 1 передаче, не разгоняться). объясняется ниже). пока машина не поедет влево под углом 45 приблизится к левому краю дороги примерно на 1/2В1/3 ширины дороги. с дороги). поворачивает по дуге направо, почти касаясь левой обочины. Когда машина выезжает на середину дороги, бросаем взгляд в зеркало заднего вида - не появился ли на нашей пустынной дороге сзади нас автомобиль, который мы должны пропустить, чтоб он не попал в зону наших трюкаческих упражнений (если да - то выровняй руль и уступи ему дорогу). не приблизится к правому краю дороги примерно на 1/2В1/3 ширины дороги. Руль при этом держат так:

толчка


влево-вверх. При этом мы отпускаем левую руку. 10В11 часов, левая рука висит над рулем где-то на 8 часов. Локоть правой руки приподнят, правое предплечье - над рулем.

над


перехватывает руль в районе 1В2 часов. Левая рука крепко держит руль и тянет его влево. Правая рука отпускает руль.

тянет


рука по горизонтали пересекает диск руля с 10 часов на 2В3 часа и берется за обод руля. часа; что почти повторяет исходное положение. так до упора. Позиция, обозначенная "Фиксируем руль" означает, что из любой позиции рук, как только мы докрутили руль до упора влево, мы опускаем (скольжением по ободу руля) руки в исходную позицию - на 9 (Л) и 3 (П) часа. Руль следует крутить с некоторым усилием и удерживать в крайнем положении тоже с усилием, он сопротивляется!

толчка


Правая рука опускается до 4 часов и отпускает руль; но ни в

левую


8. Выполнение поворота на перекрестке


Повороты выполняем


__а___2__п_е_р_е_д_а_ч_е__и__б_е_з__г_а_з_а___ чтобы успеть оглядеться и чтобы вписаться в поворот. Для этого: при приближении к повороту загодя сбавляем скорость.

заранее


скорости движения, и от наличия перекрестков и въездов во дворы, которые мы проезжаем без поворота в них - и не должны вводить едущих за нами в заблуждение, что мы якобы поворачиваем туда. Включай мигалку и начинай снижать

за два фонарных столба


при этом можно уже поставить левую ногу на педаль сцепления;

до упора


слегка


к повороту на скорости, соответствующей 2 передаче - около 20 км/ч;

точно рассчитать силу торможения


чтобы не проскочить перекресток; но и не перетормозить, чтоб суметь доехать до него по инерции ("накатом"), а не остановиться прежде; Если перетормозишь - придется включить правильную передачу (видимо 2), отпустить сцепление и коротко дать газу для разгона. Можно затормозить до 20 км/ч и ехать к перекрестку на 2 передаче метров 30В40, но при этом ты задерживаешь тех, кто едет тебе вслед - и тебя забибикают с позором; оглядываемся по сторонам, чтобы понять - следует ли нам

просто повернуть


полностью остановиться и уступить


Допустим, мы не останавливаемся; сцепление все еще держим выжатым); нейтральную); на полосу встречного движения, поэтому крути рулем

перед


+-----------+----------------------------------------------------+ |Куда пово |рачиваем | | +-----------+----------------------------------------------------+ |НАПРАВО | | | | | | | | | | | крайний правый ряд (если он не занят стоящими | | | машинами - то есть "в самый правый свободный | | | ряд") | +-----------+----------------------------------------------------+ |НАЛЕВО | | | | | | | | | | | ряд, но лучше - в правый, как в более медленный | | | - до 40 км/ч. Представь себе, что справа | | | кто-то быстро едет поперек нашего пути. Мы |

успеваем


| | уступаем ему дорогу уходя в правый ряд. Ибо по | | | правому ряду ездят медленно, останавливаются у | | | тротуара и разгоняются, а по более левым ездят | | | быстро. | | | | | | При повороте налево руль следует начинать крутить |

половину


| | перекрестка (миновав ряды встречного движения), то | | | есть достигнув кромки того ряда, в который | | | собираешься повернуть; | +-----------+----------------------------------------------------+

После поворотов предпочтительно занимай крайний правый


ряд


его; 1/3 педали) и начать разгон до скорости для 3 передачи; плавно добавляем газ, доводя скорость до 40 км/ч или разгоняясь для перехода на 4 передачу; правой - то примерно в метре от тротуара.

Изгиб дороги


внешней


дуге


сбросить скорость и понизить передачу до 2.

направо


бордюра и проходить весь поворот при таком интервале. Это гарантирует тебя от царапания правыми колесами бордюрного камня и от опоздания с вращением руля (а то еще заедешь на тротуар). Аналогично, когда ты едешь по дороге и слева объезжаешь стоящую у обочины машину, оставляй интервал между машиной и своим правым бортом не меньше 1 метра (меньше - опасно). Идея в том, что если даже в стоящей машине резко распахнут левую дверь - ты должен проехать мимо, не задев за нее. Интервал, однако же, рекомендуется держать, даже если в стоящей машине никого нет. А уж при обгоне едущей машины - и подавно следует его держать, и даже побольше. Нет ничего страшного, если ты при этом смещаешь свою машину влево в чужую полосу движения, если, конечно, в этой полосе никого нет, полоса свободна [шарахаться в занятую полосу - бить едущего там. Только и остается резко тормозить]. Поэтому еще один полезный совет - перед смещением в чужую полосу (обгон, объезд, перестроение) - заранее посмотри сперва в зеркало заднего вида и левое окно - не обгоняет ли кто-нибудь тебя прямо сейчас, не заденешь ли ты его левым бортом, если поедешь левее? Если никто не производит маневр и не предупреждает своей мигалкой, что начал, то езжай себе левее. Только на занятую полосу встречного движения не выезжай! (А вот если она свободна - то не грех даже заехать левым колесом за осевую линию, но только для обгона или объезда). В частности, на Российских дорогах попадается масса металлических канализационных люков. Их надо пропускать между колес, при этом порой приходится заезжать на чужую полосу движения. Если она пуста - это не страшное нарушение правил. Данное отступление говорит о пользе периодически посматривать в зеркало заднего вида - особенно салонное зеркало. Даже при спокойной езде следует раз в 10В15 секунд бросать в него взгляд, а перед началом какого-либо маневра - непременно посмотреть, нет ли кого сзади, кто едет быстрее и может помешать (он тебе или ты ему). Столкновение - не самая приятная вещь, тем более неожиданное.

9. Полусцепление


При маневрировании задним ходом, въезде и выезде со стоянок/парковок, при выжидании (уступании дороги) на перекрестке бывает необходимо заставлять автомобиль ехать

как можно медленнее


сцепления и удерживания ее в состоянии "полусцепление". Например, при маневрах наша задача - ехать как можно медленнее, чтобы успеть повернуть руль настолько, чтобы не заехать на тротуар и не врезаться в стоящие рядом, сзади и спереди машины. Если бы мы уже ехали, это было бы легче: и оценить обстановку и расстояния, да и руль вращается на ходу с меньшим усилием. Но нам надо ехать по возможности медленнее, чтобы все успеть. почти полной остановки, до скорости 5В10 км/ч. Переключаемся на 1 передачу. После этого отпускаем

слегка


ее, не отпускаем до конца. заедешь на тротуар или в переднюю машину или проскочишь поворот в гараж при заднем ходу. Не нажмешь вообще - не поедешь вовсе или заглохнешь при соединении сцепления: мощности не хватит.

следует задержать педаль в состоянии


полусцепления


чтобы не было рывка, чтобы диски успели сравнять скорость. Там пауза выдержки есть, но недолгая. Здесь же

минимальную


проехать на полусцеплении почти весь поворот/маневр. То есть, ногу надо задержать не на 1В2 секунды, а на 4В5, пока машина не выполнит поворот, не нацелится носом в нужный ряд. И лишь тогда полностью отпустить педаль сцепления.

проскальзывают


друга - и именно поэтому получается минимальный разгон, без прикладывания мощности двигателя. Итак: нажал сцепление, отпускаешь его (на 1 передаче) и держишь в состоянии, когда оно только-только начинает схватываться. Держи ногой педаль. Если машина поедет слишком быстро - снова дожми педаль до упора в пол (отключи сцепление).

10. Поворот налево с уступанием дороги встречному транспорту


Вообще, поворот налево делается так: мы медленно (сбросив скорость) выкатываемся на перекресток, поделив его (улицу) пополам. И только достигнув середины перекрестка (миновав полосу встречного движения, примыкающую слева), начинаем быстро крутить руль налево (а после - выравнивать направо). Мы собираемся повернуть налево, при этом нам понадобится пересечь полосу встречного движения. Согласно Правилам, мы обязаны уступить дорогу всем встречным машинам, и лишь потом выполнять свой поворот (при повороте направо встречную полосу мы не пересекаем, уступать нам некому). Исходные условия: мы едем на 3 передаче, приближаемся к повороту. возле осевой линии; Левый борт едет вдоль осевой линии. Мигалка мигает влево; выключенным сцеплением, подкатываемся к перекрестку;

замедляли


навстречу кто-то ехал и не собирался поворачивать, то он-то газ не сбрасывал и свой ход не замедлял. Поэтому, как бы далеко он ни был - он успеет к перекрестку одновременно с нами, и мы будем уступать ему дорогу. Поэтому, если увидел встречную машину метров за 150В200 - готовься уступить ей,

остановку


если уступаем дорогу на середине перекрестка и пропускаем встречных; выжатым;

стоим и пропускаем встречные машины


налево; Отпускаем сцепление, даем газу, разгоняясь до 2 передачи выполняем поворот (крутим руль); поворота налево выключился; передачу (выжав сцепление), даем газу, разгоняемся, переключаемся со 2 на 3 передачу, итп.

во время


поворота


Если машин, которым надо уступать, совсем мало (одна), мы можем не делать полную остановку. Вместо остановки процедура выглядит так: вдоль осевой линии к центру перекрестка. Слева от нас едут встречные машины; подводим сцепление и ползем вдоль перекрестка на полусцеплении, ожидая, пока последняя встречная машина минует наш левый борт; наша мигалка мигает налево; Тогда нам придется-таки выжать сцепление, нажать тормоз и остановиться окончательно. Предположим, что этого не понадобилось; поворачивать. Отпускаем сцепление, сильно давим газ и на 1 передаче делаем поворот, сильно рулим налево; разгоняемся дальше. Это единственный случай, когда без остановки имеет смысл включать 1 передачу после высших - когда движение автомобиля

очень сильно


останавливаемся


сэкономит нам время на вращение руля в момент трогания. Если

не останавливаемся


чуть-чуть, чтобы не выехать на полосу встречного движения под те самые машины, которые мы пропускаем. Зато его придется очень шустро крутить потом. если не уступаем дорогу То остановку делать и не будем, а выполним поворот на 2 передаче без газа. притормозили, правая нога стоит на тормозе. Катимся прямо по инерции. что мы не даем газу и понизили передачу до 2. Но не останавливаемся. Медленно-медленно выкатываемся до самого центра перекрестка... машина... Мы, отпуская сцепление (подводя вращение к

быстро-быстро


налево. Но не настолько резво, чтобы проехаться по встречной полосе левой дороги или проехать по сплошной осевой линии;

не надо заезжать на


встречную полосу! Умереть всегда успеешь


вы


время поворота - машина поедет быстро и можно не успеть правильно повернуть руль (это только с опытом);

11. Проезд светофора


Сигналы светофора +------------------------------------------------------+ +--------------------------+---------------------------+ | В прямом направлении | В перпендикулярном | | | направлении | +--------------------------+---------------------------+ | красный - стой | зеленый - можно (и | | | нужно) ехать | +--------------------------+---------------------------+ | красный - стой | мигающий зеленый - | | | проезжай быстрее или | | | наоборот тормози | +--------------------------+---------------------------+ | желтый + красный - | желтый - кто едет - | | приготовься к | стой, кто уже на | | зеленому (включай 1 | перекрестке - время |

выехать


| | перекрестка | +--------------------------+---------------------------+ | зеленый - можно (и | красный - стой | | нужно) ехать | | +--------------------------+---------------------------+ +------------------------------------------------------+

Как останавливаться перед светофором?


видеть


к полу и не высовываясь в окно машины. В крайнем случае смотри на выходной светофор на перекрестке - обычно он расположен по диагонали от входного, то есть на левом дальнем углу. Выходной светофор дублирует сигналы входного. Если же перед тобой стоит много машин, закрывающих оба светофора, то догадаться о включении зеленого света можно лишь по тому, что стоящая перед тобой машина начала движение...

А в каком месте останавливаться перед остановившейся спереди


машиной?


В 1В1.5 метрах, то есть достаточно близко. Для этого, естественно, надо подкатываться к переднему достаточно медленно, притормаживая несильно, но долгое время. Тормозить резко - непозволительная роскошь (и тормоза портишь, и нервы). Близко же мы подъезжаем, чтобы экономить длину дороги перед перекрестком (чтобы очередь из машин была поплотнее). Если же остановишься слишком далеко от переднего, то кто-нибудь слишком наглый просто влезет перед тобой в щель. А вот если остановка случилась на дороге, ведущей в гору, то остановись за 2В2.5 метра от переднего. перед светофором, держи постоянно педаль тормоза нажатой, а не то покатишься под уклон (а вперед и назад стоят другие машины). Отпусти тормоз лишь в момент подведения сцепления. зеленый свет в гору он может слегка откатиться назад, прежде чем поедет вперед (затем и увеличиваем дистанцию до 2 метров и поболее).

11.1. Проезд на зеленый свет


издали


то следует прибавить газу, чтобы успеть проехать перекресток на зеленый свет (хотя бы въехать на перекресток, а выезжать

любой


перекрестком газ следует сбросить до нормы (а не продолжать мчаться сломя голову). Неутешительный вывод для пешехода: если машина проезжает перекресток по прямой, без поворота, то она может разогнаться даже быстрее, чем при езде просто по трассе. А пешеходы переходят улицу как раз на перекрестках... выходит, что перекрестки - более опасные места: собьет - убьет. Если прибавил газу, но не успел проехать на зеленый - загорелся желтый свет (или зеленый замигал) - то готовься к остановке на красный свет. Особенно, если зеленый свет горит уже долго - значит, скоро погаснет.

Однако, если разогнался очень сильно - то лучше въехать на


перекресток на желтый свет, чем экстренно затормозить (и


заставлять резко тормозить едущих тебе вслед, могут и в зад


поддать)


Остановка: СТОП-линии. Остановившись, либо желтого-к-зеленому света светофора либо Готовься к троганию с места: разгон, переключи 1 на 2, потом 2 на 3 (как учили, выжимая сцепление).

11.2. С остановкой на красный или желтый свет


Исходные условия: подъезжаем к регулируемому перекрестку на

желтый


красный


полную


остановку. --------------------------------------------------------------------- красный свет фиксируем ногу, давая процессу торможения произойти; остановка случилась как раз на СТОП-линии или у края проезжей части пересекающей дороги; постарайся

видеть


только


идет под уклон и можно скатиться); отпустить педаль сцепления (левую ногу можно снять с педали и поставить слева от нее. Можно также поставить на пол и правую ногу, сняв ее с газа и тормоза); нажатой до отказа, а ручку передач поставить на 1ую передачу - так мы быстрее сможем тронуться с места; --------------------------------------------------------------------- так стоим и ждем двигатель работает на холостом ходу; --------------------------------------------------------------------- желтый

или


желтый+красный ставим на педаль газа, но еще не нажимаем;

("жди


зеленого")


передачей - просто приготовиться нажать педаль газа; --------------------------------------------------------------------- зеленый свет момент трогания); --------------------------------------------------------------------- выезжаем с перекрестка прибавляем газ (сильно); загодя (еще при подъезде к перекрестку) мы должны были включить указатель поворота и перестроиться в крайний ряд, а теперь - после трогания с места и одновременно с разгоном на 2 передачу - крутим руль; встречным, кто едет прямо или поворачивает направо. Уступать им дорогу следует, уже выехав примерно в центр перекрестка. При повороте направо не уступай никому, если только ты не поехал на "красную стрелку" - то есть на зеленую стрелку направо при красном основном свете светофора. Тогда уступи всем, едущим поперек твоего пути слева-направо. Поэтому, даже на зеленый свет, прежде чем отпустить сцепление и тронуться с места - поверти головой налево и направо, оцени обстановку. процедуру чтобы перейти со 2 передачи на 3; | | | | | | -----------+---------------------------------------------------------

11.3. При подъезде на красный или желтый свет (ожидая зеленый)


Подъезжаем к светофору (на 3В4 передаче), издалека горит

красный


давно, то есть вероятность, что когда мы доедем до светофора, он сменится на желтый и зеленый, поэтому мы будем сначала не останавливаться, а только замедлять скорость. И только в случае, если мы уже доехали до самого светофора, а

красный


достаточно просто убрать газ


не выжимая сцепление и не тормозя - скорость уже изрядно сбросится. Если светофор далеко - то простого сброса газа зачастую уже достаточно, чтобы поспеть как раз к

убираем газ


выжимаем сцепление в пол


подтормаживаем до 20 км/ч


катимся по инерции; сцепление - не отпускаем, держим выжатым; Теперь неотрывно смотрим на светофор, причем не обязательно на въездной, который исчезает из виду над нашей кабиной; а лучше на выходной светофор перекрестка, который дублирует сигналы входного. Именно по светофору мы принимаем окончательное решение: ехать или останавливаться. зеленый свет успел зажечься - едем. И тут светофор с красного переключается на

красный+желтый


Значит, полную остановку мы делать не будем.

не забудь понизить передачу


на 2ую. Для 3ей мы едем уже слишком медленно; а на 1ой ездят только после нулевой скорости, после трогания с места. Поэтому - 2ая); трения дисков друг о друга);

газ не даем


не въехать глубоко на перекресток преждевременно;

на 2 передаче и без


газа


зеленый


даем газу


2 на 3, отпускаем сцепление, нажимаем газ; зеленый не успел - остановка. Если же при подъезде желтый или зеленый свет не загорелся - полная остановка. СТОП-линии, благо нога уже давно стоит на этой педали в готовности; сцепления); учили).

11.4. Поворот направо после остановки перед светофором


Едем на 3В4 передаче, подъезжаем к перекрестку, желая поехать направо. Перестраиваемся в крайний правый ряд, в конец очереди машин, так чтобы катиться в 1 метре от правого бортика. передачу (с любой) - "раз-два"; не вздумай отпустить сцепление не закончив движение ручкой. Все повороты

на второй передаче и без газа


понизить


передачу до 2. Теперь смотрим на светофор:

зеленый


руль, потом крутим руль обратно и выравниваем); Весь поворот следует пройти в 1 метре от правого бортика;

красный


колесами; или к передней машине - остановись за 1В1.5 метра до нее; отпусти сцепление;

желтый


без газа


сможет тронуться с места, особенно если чуть в горку - поэтому газ нажимай плавно, но смело; очередь машин - так что пора бы и побыстрее; _________________________________________ Так как передача

первая


без газа


чтобы успевать руль крутить; а на 1 - как раз газ надо жать, чтобы вообще успеть проехать перекресток до включения красного.

газ не отпускаем


прибавляем газу


передачи; 2, сцепление отпустить, дать газу; Если бы мы ехали не вдоль бордюра, а по более длинной дуге -

левый


поворот через весь перекресток после полной остановки, то езда на первой передаче, даже с газом - слишком медленная, чтобы успеть пересечь широкий перекресток и убраться с него до включения нам красного света. Нас будут ждать другие машины и забибикают с позором - "соня". Поэтому нам в этом случае придется разогнаться и переключиться с 1 на 2

во время поворота


сцепления, газа, рулем и рычагом переключения передач. Левая рука вертит руль, правая - поворачивает рычаг, ноги работают с педалями. Это сложнее с точки зрения координации всех движений, но выполнимо, ибо скорость еще не слишком высока. Надо просто пошевеливаться и не выпускать руль, руль - самое главное: не въехать ни на правый тротуар, ни на встречную полосу!

11.5. Поворот налево после остановки перед светофором


ряд (в хвост очереди машин), последние 30В50 метров ехать исключительно по прямой; остановиться у СТОП-линии на красный свет; После остановки:

чуть


a) не повернуть влево слишком рано и не въехать в ряды встречного движения примыкающей слева улицы; b) пропустить машины встречного направления (им тоже зеленый свет, и они едут [быстро!] прямо или направо). Всех их мы ждем, стоя в центре перекрестка. если уступаешь дорогу так включена), жди. Тормоз отпусти, готовься дать газ;

проезжаем поворот на 1 передаче с сильным


газом


газ, включи 2 передачу, поехал на 2 передаче прямо; его на 1 передаче - во время поворота следовало разогнаться и перейти на 2 передачу, одновременно крутя руль; если не уступаешь дорогу поворота разгоняемся газом до скорости 2 передачи

2 передаче без газа


передаче с газом


12. Проезд перекрестка со знаком УСТУПИ ДОРОГУ


Перекрестки неравнозначных дорог вообще-то должны помечаться четырьмя знаками: двумя "уступи дорогу" - - на второстепенной дороге, и двумя "перекресток с второстепенной дорогой" (+ в треугольнике) на главной дороге. Обычно знаки "+" не вывешивают. Поэтому при подъезде к сомнительному перекрестку, если ты не видишь вывешенного для тебя знака , следует поискать глазами знак на поперечной дороге. Обычно - где-то на фонарных столбах можно заметить серую изнанку этих знаков, опознаваемых по перевернутой треугольной форме. Если нашел такие знаки - значит твоя дорога главная, ты имеешь преимущество, езжай смело. Не нашел - имеется перекресток равнозначных дорог, работает правило "правой

уступай помехе справа


Пусть теперь для нас вывешен знак "уступи дорогу". Такой перекресток проезжается без остановки, если никто не мешает (нет поперечных машин), и с остановкой, если кто-то едет по поперечной дороге. Такому же знаку соответствует "красная стрелка" светофора. При подъезде мы заранее снижаем скорость: тормоз отпустить, перейти с 3 или 4 - на 2 передачу, отпустить сцепление;

пере


(а еще лучше - точно рассчитай торможение); Дальнейшее зависит от того, насколько хорошо просматривается

успеть


решение - спокойно ехать дальше или остановиться и уступить дорогу. Теперь ноги занимают позицию, которую надо просто заучить: левая нога ставится на педаль сцепления; правая нога переносится с педали газа на педаль тормоза, но пока не

приготовились к


остановке


если дорога видна хорошо

не нажимаем


педаль сцепления! левую ногу с педали сцепления, правую с тормоза переносим на газ и прибавляем газ - едем дальше; остановка. Переключаем передачу на 1ую, тормоз отпустить, сцепление держим (а если дорога под уклон, то и тормоз держим). Как только дорога освободится - отпустим сцепление и прибавим газ. Далее разгон с 1 на 2 передачу и т.д. если дорога просматривается плохо

сразу


выжимаем сцепление


держим над педалью тормоза, но не давим. Выкатываться на

медленнее


поперечного транспорта, поэтому заранее приближаясь к перекрестку притормозим побольше; а сейчас пока медленно

не


давим


посмотреть налево-направо, покрутить головой, потому что лучше поработать головой, чем ее потерять. "Если тебе жаль свою голову - то не жалей свою шею". При первом взгляде мы оценим обстановку в районе 10В15 метров, при втором 50, при третьем 100В200 (на всю глубину поперечной дороги). Не крутить головой можно лишь при повороте

налево


перекресток - с плохой видимостью, нам видно поперечный поток гораздо хуже, у нас есть меньше времени на оценку

резко


тормозить. Чтобы при этом не заглохнуть, мы и выжали сцепление заранее. сцепления, правую - с тормоза переносим на газ и прибавляем газ - поехали без остановки и без особых потерь скорости; Можно разгоняться для перехода на 3 передачу;

полная остановка


Передачу на 1ую, тормоз отпустить, сцепление держим. прибавим газ. Далее последует быстрый разгон с 1 на 2 передачу, и после со 2 на 3.

В каком месте останавливаться перед перекрестком


Если есть СТОП-линия - то на СТОП-линии (наехав на нее передними колесами). Если СТОП-линии нет, то следует настолько близко подъехать к поперечной дороге, чтобы просматривать эту дорогу, въехать в зону видимости. Иначе мы не сможем видеть поперечные машины и не будем понимать - должны мы кому-то уступать или нет, останавливаться нам или нет (и даже остановившись вне зоны видимости - как мы будем трогаться с места? А вдруг поперек нам как раз мчится машина, а мы ее не

достаточно близко


чтобы видеть поперечную дорогу (далеко! метров на 100

не въехать


на перекресток


мчаться поперечная машина (особенно слева). Поэтому

медленно


передачу до 2, выжав сцепление и держа ногу на тормозе (и притормаживая). Никого нет - отпускай сцепление и газуй, есть - тормози и останавливайся. Надо найти золотую середину, и при этом еще быстро оглядываться по сторонам, оценивая обстановку. Верти головой и не спи! Это тебе не забава, а работа. Если хочется спать - лучше пойди и доспи, а то авария на мутную голову становится гораздо ближе. У перекрестка, к которому ты приближаешься на 2 передаче (а не на 3 или 4) - а такое бывает, когда ты только что трогался с места или выполнял поворот у предыдущего перекрестка (ибо повороты выполняются на 2 передаче) и еще не успел разогнаться; а перекрестки притом расположены

притормаживать просто


педалью тормоза (убрав газ), не выжимая сцепление


Притормаживаешь ты для того, чтобы въехать в зону обзора поперечной дороги и понять: будешь ли ты останавливаться и уступать, или поедешь без остановок (никого нет). Но чтобы не вылететь на дорогу вслепую - ты и тормозишь. если понадобится остановиться и уступить дорогу поперечной машине - ты выжимаешь сцепление в пол и дотормаживаешь правой ногой. на газ и прибавляешь газу. Поехал!

13. Проезд направо кругового перекрестка со входным светофором


Имеется: T-образный въезд на круговой перекресток. Мы едем по "ноге" буквы T. Движение по горизонтальной перекладине происходит поперек нам, слева направо. На въезде на перекладину стоит светофор с правой зеленой стрелкой. Мы должны въехать на перекресток с правым поворотом. Если круговой перекресток не регулируется светофором, то применяются такие правила: не только из крайней правой. полосы. въезжающим на перекресток. То есть каждый из въездов - главная дорога, а сам круг - второстепенная со знаками (на кругу) перед каждым въездом. Кроме того, действует правило "уступи помехе справа", то есть каждому въезжающему. Исключение: на въезде в явном виде висит знак , обозначая круг главной дорогой. Наш перекресток регулируется светофором. Я хочу рассмотреть

на светофоре горит красный


основной сигнал и горит зеленая стрелка направо


комбинация у водителей называется "красная стрелка". Она равносильна выезду на перекресток со знаком "уступи дорогу" . до 20 км/ч, сцепление выжать; - Если она мигает поворот направо (хочет выехать на "ногу" буквы T), то уступать ей дорогу не надо. Мы включаем рычагом 2 передачу, отпускаем сцепление, едем, рулим направо, газ не жмем.

Без газа на 2 передаче делаем поворот направо


- Если же поперечная машина не мигает мигалкой, то есть едет прямо (для нее), то мы должны уступить ей дорогу. Тормозим тормозом (при выжатом сцеплении). Полная остановка. Уступаем дорогу всем едущим поперек. Включаем 1 передачу при выжатом сцеплении и держим педаль сцепления. Правую руку с рычага передач убери на руль, готовься крутить его направо. Как только поперечные проехали: отпускаем сцепление и трогаемся, нажимая газ. Рулим направо и проходим

на 1ой передаче с газом


газом, чтоб ехать на 1 передаче хоть сколько-нибудь быстро. После поворота либо снова тормози перед следующим светофором, если он есть; либо разгоняйся до 2 передачи и включай ее (с выжимом сцепления).

Поворот выполняем на 1 передаче с газом.


14. Ценные указания к проезду поворотов


Убери ногу с педали тормоза


нужды? стороне дороги) на слишком высокой скорости (не затормозил до 20 км/ч и не сбросил ход до 2 передачи) можно не успеть крутить рулем и не справиться с управлением, то есть либо выехать на встречную полосу (недовернул руль) - и угодить в лобовое столкновение с кем-нибудь встречным, либо даже въехать в тротуар.

убери руку с


рычага


подведи сцепление


нечего тупо держать педаль вжатой в пол после торможения. Переключил передачу - сразу отпускай сцепление (даже если не дотормозил - притормозить можно в крайнем случае и с подведенным сцеплением!). Поворот не ездят с выжатым сцеплением, так можно и остановиться на повороте. И придется срочно включать 1 передачу, жать газ, итп... все это - потери времени. уступить - но одновременно и руль поворачивай в нужную сторону. Не будешь крутить руль в сторону поворота - заедешь на середину дороги или поперек полосы. И руль придется крутить с бешеной скоростью, и хорошо если в борт не долбанут. Например, поворачивая направо, голову поверни налево и оценивай обстановку, но при этом руками слегка (на 90 крутить надо одновременно. Затем снова смотри прямо, и доворачивай руль. убери).

не


тебя кто-то едет (или трогался с места после остановки у светофора). Дай сперва разогнаться ему, пусть он оторвется от тебя метров на 5В7, вот тогда и начинай свой разгон. А то можно газануть и въехать ему в корму. поворот на высокой скорости - можно залететь на чужую полосу движения (и придется выписывать кривые синусоиды рулем). Тормозить начинай за 2В3 столба до перекрестка - за 100В150 метров.

в 1 метре от борта до бордюра


Начинать крутить руль


метр длины


сторону поворота чуть заранее [посмотрел направо, повернул руль на 60 пропускай машины. Даже если ты остановишься - колеса уже

поздно


выедешь на середину дороги, а то и во встречную полосу; и уже ни о каком одном метре справа до тротуара речи не будет, получится метра 2В3 и езда по чужой полосе.

Недовернешь


тоже заедешь в чужой левый ряд, поэтому рули посильнее да

слишком сильно


правый тротуар. То же самое случится, если ты слишком

поздно начнешь крутить руль в обратную сторону


Поэтому: повернул, довернул еще, задержал и выждал, крути обратно.

ехать по середине своей


полосы


начинать крутить руль налево лишь проехав половину перекрестка (а то можно заехать во встречный ряд примыкающей слева дороги). Если поворот на изгибе дороги, а не на перекрестке - тоже следует выполнять его,

середине


отключай мигалку (если не выключилась


сама)


14.1. Правый поворот


В данном параграфе мы попытаемся дать ответы на такие вопросы:

Зачем надо направлять корпус автомобиля в сторону


поворота, то есть начинать крутить руль несколько


заранее?


1.1 Чтобы другие водители понимали твои намерения: что ты хочешь повернуть направо. Ведь нет гарантий, что твоя правая задняя мигалка не перегорела, а если она перегорела, а ты держишь корпус прямо - как догадаться о твоих намерениях? 1.2 Если ты собираешься повернуть направо, но при этом уступаешь дорогу поперечному транспорту, то лучше, чтобы твои колеса уже смотрели в сторону поворота. Тогда в момент трогания тебе придется меньше крутить рулем. Если же колеса смотрят прямо и ты остановился, чтобы уступить дорогу, то при трогании руль придется

очень быстро


сцеплением. Не запутаешься? Не выедешь на встречную полосу? 1.3 Но зато надо смотреть то налево (уступать дорогу или нет?), то направо (куда это я рулю? На тротуар еще не зарулил?) - так что верти головушкой то влево, то вправо, и так несколько раз.

Почему надо проезжать поворот именно в


бордюра?


ближе


вот задними колесами и правым бортом заденешь за бордюр. И оцарапаешь борт, между прочим.

дальше


дырку между твоим правым бортом и бордюром может сунуться шальной мотоциклист или велосипедист. Допустим, у тебя перегорела правая задняя мигалка, и мотоциклист честно решил, что ты поедешь прямо. А тут ты вдруг поворачиваешь направо, зажимаешь его в щели, прижимаешь его к бордюру - и он должен либо выскакивать на тротуар, либо превращаться в лепешку. А вот если щель узка - он вряд ли в нее сунется: страшно. Смотри также пункт "1.1" - если ты направил корпус вправо, то и тогда он не сунется - ибо щель образует сужающийся клин. 2.3 Про субъективность оценок расстояния. Мне лично показалось, что показанный инструктором "метр от бордюра" - это на самом деле 1/2 метра. Кто прав? Линейкой мы не меряли... Следует учесть также, что

правого


слева


правого борта не видит. "Чувствуй!"

Когда именно надо "начинать подворачивать руль в


сторону поворота"?


все время


бордюра, огибать его, то и получится верно". Это ответ инструктора. По моим собственным субъективным ощущениям, момент когда мне кажется "пора" наступает примерно на 1.5 метра позже истинного. Поэтому начинать крутить руль вправо следует примерно за 1В1.5

до того


видимо нужно выбрать правильную точку отсчета (что-нибудь вроде угла капота двигателя). А вообще - это дело привычки.

выезде на главную дорогу


только поперечным


слева


руль при этом подворачивать направо.

равнозначных дорог


вообще никому не должен уступать, поскольку являешься для всех "помехой справа".

14.2. Левый поворот


При повороте налево (на нерегулируемом перекрестке

всем


поперек тебе слева (в твой левый борт): Поэтому налево можно не смотреть. А уступать: тебе) влево от тебя (куда и ты собрался; сам для себя он

вслед


Ждать и уступать 1ому следует еще перед выездом на перекресток. Ждать и уступать 2ому и 3ему следует выехав в центр перекрестка (тогда он для тебя становится помехой справа). Если кто-то поворачивает из встречной полосы вправо от тебя (для себя он выполняет левый поворот, как и ты) - ты разъезжаешься с ним правый борт к его правому борту.

крайнего левого ряда


Перестраиваться в этот ряд следует не резко, а плавно, подходя по пологой траектории. Пусть ты едешь по двухполосной дороге со встречным движением и осевой линией разметки. Когда ты долго едешь вдоль осевой линии, левым

встречная


машина, особенно, если ей вздумалось на своей стороне дороги кого-то обгонять. Поэтому приближайся к осевой лишь на последних 20В30 метрах перед поворотом; и вот тут уже следует ехать ровно, прямо и не вихляя до самого поворота. И снижая скорость для рулежки.

15. Когда надо не забыть понизить передачу


Допустим, мы едем на 4 передаче. Примерно 50В60 км/ч. Нам

необходимо


км/ч:

натужно


что он не справляется и может и заглохнуть. Понизь передачу до 3ей. Если ты разгоняешься в гору (со 2 на 3, с 3 на 4), то давай газу сильнее и разгоняй машину больше перед выжиманием сцепления. Потому, что при езде в гору машина быстрее притормаживается собственным весом. Дашь мало газу - не успел разогнаться, как уже замедлил ход и переключаться на следующую передачу нет смысла. к пробке, затору, или объезд стоящей машины, или разъезд машин в узком месте (но не остановка перед светофором). Первое, что ты делаешь в такой ситуации (опасное место, или передний зажег стоп-сигнал) - это сбрасываешь газ (убираешь его вовсе). Машина снижает скорость. Если останавливаться не пришлось - но ты слишком замедлился,

понизь передачу


сцепление и катись по инерции. Правую ногу с газа переставь на тормоз и готовься тормозить вплоть до полной остановки. Опять же, если вдруг появится возможность не останавливаться совсем - переключись сразу с 3/4 на 2 или даже 1 передачу.

перед тобой


влез в твой ряд) автомобиль и никак не может набрать маршевую скорость. Ты должен: (a) сперва просто убрать газ и ждать, когда он разгонится. Если не успевает, то (b) притормозить (со включенным сцеплением - до 40 км/ч); (c) выжать сцепление и катиться по инерции. Возможно - еще притормозить;

понизить передачу до 3ей


(e) как только встрявший перед тобой автомобиль разогнался - сам дай газу, разгоняйся, повышай передачу снова.

16. Особенности езды в гору и с горы


16.1. Безоткатное трогание в гору


Машина на ручном тормозе стоит носом в гору на довольно крутом уклоне. (или даже 2); Способ 1

руку положить на рычаг ручного тормоза


палец на кнопке;

слух


станет ясно, когда машина уже хочет поехать - обороты двигателя падают и звук меняется. Зафиксируй левую ногу в этой позиции, не отпуская сцепление окончательно. Машина уже хочет ехать, но ей не дает ручник. Держим и сцепление и легкий газ. отпускаем ручник (ручной тормоз) - дергаем его чуть вверх, нажимаем кнопку, и поворачиваем рычаг к полу вниз. Руку сразу же убираем с рычага и кладем на руль. Рычаг больше держать не надо - незачем. Теперь машина не катится назад потому, что ее держит уже подведенное сцепление, усилие двигателя; состоянии "полусцепление". В отличие от трогания на ровном месте, тут для раскрутки дисков друг относительно друга надо дать побольше времени - 4В5 секунд вместо 1В2, так как для трогания машины с места в гору надо приложить

о


сцепление рано - либо заглохнешь, либо сделаешь рывок вперед; этом держим ровный газ (как нажал его в начале, так больше и не отпускай, не ослабляй); передачу, отпусти сцепление - это переключение передач надо делать очень быстро, так как без сцепления машина тормозится собственным весом и может успеть просто остановиться (вода в гору не течет). Если при подводе сцепления мотор все же заглохнет - резво затормози машину ножным тормозом, нажатием педали тормоза. Затем правой рукой возьмись за рычаг ручного тормоза и с силой потяни его вверх. Повтори попытку тронуться. Способ 2 слух, по звуку оборотов двигателя). Теперь машина не откатывается назад потому, что ее держит ножной тормоз и уже подведенное сцепление. Если просто отпустить тормоз - мощности мотора не хватит и он просто заглохнет: нет газа; слабо жмем на газ; подведено, газ уже дан (поэтому не глохнет); Способ 3

одновременно


- отпустить педаль сцепления до точки схватывания и зафиксировать ее в этой позиции. Это требует точного знания ногой этой точки, медленное и осторожное отпускание педали тут не годится. Вывод: для этого способа надо долго поездить на данном автомобиле,

помнить


- правая нога прыжком с тормоза на газ. Подвод сцепления и газа одновременно. наибольшим риском заглохнуть, если сделать что-то неточно. Еще раз напомню, что при разгоне с 1 передачи на 2ую в гору,

сильно


газу. В противном случае, когда ты выжмешь сцепление, машина поедет накатом в гору и уклон сильно замедлит ее ход (ведь она едет и так еле-еле). И когда ты включишь 2 передачу, скорость уже будет настолько низка, что смысла включать 2 передачу уже просто нет. Опять включи 1, подведи сцепление и дай сильный газ - надо не только переключать

выдерживать соответствующую передаче скорость


А в гору скорость набирать сложнее - для этого надо смелее давить на газ.

16.2. Торможение


Если дорога в гору - то тормози слабее, чтобы накат (езда с выключенным сцеплением) был долгим. Если ты тормознешь сильно - тебя притормозит еще и уклон, поэтому ты просто не докатишься до СТОП-линии. Если дорога под гору - тормози сильнее, потому что машина катится под гору под действием просто собственного веса. Когда стоишь перед СТОП-линией на уклоне - то держи педаль тормоза нажатой до тех пор, пока не настанет пора двигаться с места. А то отпустишь тормоз - и покатишься под уклон, вперед ли, назад ли, а там - другие машины. Бум!

16.3. Езда в гору


перед подъемом следует понизить до 3. Но не во время езды вверх - мотор может заглохнуть.

16.4. Качение под гору


Когда машина катится вниз с горы, появляется огромное желание ехать накатом и не жечь лишний бензин. Но правило одно: под гору не ездят без передачи (коробка на нейтрали) и/или без сцепления, так как: после чего отказывают гидравлические усилители руля и тормозов, которые работают только пока работает двигатель. И как ты тогда будешь тормозить, разогнавшись под горку? Если подведешь сцепление к заглохшему двигателю, то в нем произойдет рывок от нулевой скорости до очень высокой. Затормозить-то ты затормозишь, но двигатель убьешь. Ремонт (если не замена). сцеплением откажут тормоза (лопнет гидравлика) - то затормозить практически нереально. Если же ты едешь со включенным сцеплением, можно тормозить двигателем, просто убрав газ. Инерция качения под гору прокручивает двигатель и тратит энергию. Скорость не сможет стать

очень


17. Работа ног


Пусть мы делаем разгон для переключения со 2 на 3 передачу или с 3 на 4. Мы даем газу правой ногой. Для переключения передач надо сбросить газ. Делается это плавно, потому что резкое отпускание педали газа вызовет торможение двигателем и машину рванет назад. Лучше всего сброс газа выполнять

одновременно


равно для переключения передач надо будет выжать сцепление); одновременно жмет в пол до упора; Если сброс газа и отключение сцепления случатся одновременно, то рывка не будет. Так же следует поступать и при трогании с места:

чуть


точки полусцепления, и задержать ее в этом положении на несколько секунд, затем отпустить совсем; педали (и поставить ее на пол); а правая нога остается держать нажатой педаль газа. Чем выше скорость автомобиля, тем плавнее переключаются передачи (так происходит само собой). Рывки бывают при переходах из неподвижности на 1 передачу (сильные), с 1 на 2 передачу (послабее), со 2 на 3 (совсем слабо). Рывки случаются из-за: (особенно с 1 на 2); В принципе, для переключения передач можно вместо рекомендуемой последовательности: использовать иную последовательность: Функционально это одно и то же. Но если в первом способе убирание газа при включенном сцеплении вызывает торможение двигателем, замедление скорости, рывок машины назад; то во втором способе (при отжимании сцепления с подведенным газом)

взревет


нему подведен. Поэтому, кстати, не опаздывай и не забывай убирать газ (правую ногу пошустрее поднимай) перед выжиманием сцепления; а то мотор наберет холостые обороты, и при подводе сцепления разница в скоростях дисков будет

весьма существенна


Поэтому тут мы просто упомянем об идеале, который

идеал - ОДНОВРЕМЕННО


убрать газ и отключить сцепление


движение в разные стороны: одна (Л) в пол, другая (П) от пола. А при подведении сцепления - наоборот (но тут сложность в том, что левую ногу надо фиксировать в точке полусцепления).

18. Если заглох мотор...


Ты уступал дорогу на перекрестке или стоял перед светофором, или просто трогался с места от обочины. Загорелся зеленый свет, ты включил первую передачу, отпускаешь сцепление... и тут глохнет двигатель. Не поехали. Что делать? трогаться. Поэтому не теряй время, трогая рукой рычаг переключения передач. катиться. Завел мотор - руку с ключа немедленно верни на руль. двигателя должен измениться) и зафиксируй ногу. "полусцепление" - поехали. убери с педали. Сцепление нажимай резко и до упора, а отпускай плавно, с задержкой в точке касания дисков.

отпустил


не дал достаточно газу


нагрузку (сцепление подведено - значит тяни!), а мощности тянуть ему не хватило - нет газу. Мотор задохнулся. Особенно, если машина стоит носом в горку, на подъем.

в момент подвода сцепления или чуть раньше следует


слегка нажать педаль газа


машина не поедет с ощутимой скоростью, победив инерцию.

задержать


машину начнет дергать вперед-назад и мотор также может заглохнуть. Это получается оттого, что колеса начинают быстро вращаться, а корпус еще имеет инерцию (неподвижен). В снежную или мокрую погоду, лед, может начаться пробуксовка: колеса быстро закрутятся, а машина не поедет.

19. Обгон


слева


запрещен. Исключение: обгоняемый включил левую мигалку,

начал левый поворот


разворот (сдвинулся влево) - тогда справа от него расширяется свободное пространство; тогда его обгон справа

двойной обгон


ширине, обгоняющие одна другую). возможность выполнить обгон? Не обгоняет ли уже кто-нибудь сзади нашу машину? Нет ли машин сзади нас в левом ряду, в который мы должны выехать для обгона? уступи ему дорогу. Если кто-то едет слева, но далеко сзади - твой включенный указатель поворота есть знак для

даже


собственной полосе (он не будет газовать, а придержит скорость). спрятаться обратно в свой ряд, если по встречной полосе что-нибудь едет навстречу (лоб в лоб - неприятно). обогнать едущий автомобиль, поэтому необходим сильный разгон. если успеешь. Если не успеваешь (сообразить) - оставь ее, пусть себе мигает. указатель поворота с левого на правый - теперь водитель обгоняемой машины увидел твой сигнал и не будет газовать и пытаться в свою очередь обогнать тебя, а даст въехать перед собой в тот же ряд. Если он обладает зачатками культуры, то даже несколько сбросит скорость, уступит место для въезда в свой ряд. машиной, выключи мигалку-указатель поворота. Она свое дело сделала. Если ты выехал в левый ряд, но вернуться в правый не можешь - нет места, то оставайся в левом ряду. Тогда не переключай мигалку на правую, а просто выключи ее. Ночью водителя обгоняемого автомобиля можно предупредить (при приближении к нему сзади) помигиванием фар: "я сзади, я сейчас тебя буду обгонять". Вообще, очень полезно не забывать включать мигалку и обозначать свои маневры (особенно на дороге с насыщенным движением): перекрестке или остановки у обочины или переезда в более быстрый/медленный ряд - чем левее, тем быстрее); Перед началом таких маневров оцени - не едет ли кто в ряду, в который ты собрался сместиться? Если да, но далеко сзади - перестраивайся, он после твоей мигалки уступит тебе место. Если же кто-то есть прямо борт о борт - не стремись пинать его в борт! Даже если тебе придется тормозить, останавливаться и уступать дорогу, так как впереди дорога перегорожена (стоящим автобусом). Предупреждаю, что в салонное зеркало заднего вида невозможно увидеть машину, едущую с твоей борт о борт. Для этого есть боковое зеркало заднего вида и вращение собственной шеи.

автомобили


чтобы если откроется левая дверь, ты бы ее не задел.

автобусы


выскочить ошалелые пассажиры, смотрящие не на дорогу. Еще бывают шустрые дети, которые кидаются непременно тебе прямо под колеса. Если ты объезжаешь стоящий на остановке автобус - непременно убери газ, снизь скорость! И даже приготовь правую ногу на тормоз. Не дави пассажиров.

20. Аварийное торможение


загодя


- начинай подтормаживать (выжав сцепление) за 100В70 метров.

медленно докатываться


на высокой скорости и тормозить рывком, сильно. Идея "притормозить еще успею" себя оправдывает не всегда. Да, если затормозить слишком сильно - то можно плестись еле-еле и не докатиться до перекрестка накатом. Но если

тормоза


(не дай Бог) иногда имеют свойство отказывать


- а она проваливается в пол и не тормозит: в тормозной системе нет жидкости - вытекла... Перетормозишь - неприятно, но не страшно: понизь передачу, подведи сцепление, дай один импульс газа - и доедешь на своих 20 км/ч. (Только не давай сильный газ - опять разгонишься слишком быстро). Недотормозишь - въедешь в тротуар, в переднюю машину, в столб, канаву, пешехода; вобщем, готовь гипс и гроб. Начнешь тормозить плавно и заранее - у тебя будут время и путь, чтобы аварийно остановиться, если вдруг тормоза пропали. А задние автомобили? Задние притормозят тоже, когда ты начнешь снижать скорость. Ведь когда ты нажимаешь (даже слегка) на тормоз, сзади загорается красный "СТОП-сигнал" - "я торможу". Если заднего это не устраивает - пусть обгоняет. Тебя его поведение не касается. А врежется тебе в зад - виноват всегда задний: "не спи" и "соблюдай дистанцию". Что делать, если ты катишься на 80 км/ч, надо останавливаться (а то авария), а тормоза отказали? Применяем аварийное торможение двигателем. Тут уже нечего беречь автомобиль - жертвуем коробкой передач ради

очень быстро


Двигатель резко рывком гасит скорость движения. Снова рывок назад - двигатель еще принял на себя часть скорости и притормозил. передачу в нейтраль). Если тормозить ручником на 80 км/ч, тяга просто оборвет тросик тормоза и последний тормоз тоже станет испорчен. Поэтому сначала торможение двигателем [черт с ними, с шестернями коробки передач], и лишь на 1В2 передаче - остановка ручником. Особенно в дождь, снег и гололед, когда дорога скользкая -

тормози заранее, издали и плавно, не резко


21. Торможение - некоторые моменты


Когда едешь, успевай посматривать на впереди едущий автомобиль. Если тот зажег на корме красные стоп-сигналы - значит он тормозит. Реагируй, не спи - тормози и сам! Жми

В


такой аварии всегда считается виноватым


как он смотрит вперед, а не назад


мигать


зеленым


можешь решить либо дать газу и проскочить (если ты ехал быстро), либо затормозить и остановиться. Если ты решил

остановиться


за СТОП-линию, чем резко тормознуть, чтобы непременно остановиться на ней. Дело в том, что на зеленый свет светофора все машины (в том числе едущие вслед тебе) едут быстро, и если ты затормозишь резко - тебе дадут в зад. Авария. Ибо водитель, едущий сзади, должен: проскочить его; десяток метров. Так что, уж пусть ты лучше остановишься за СТОП-линией невредимым, чем на ней побитый.

22. Внимание и нервы


Езда на автомашине требует распределения внимания.

смотреть


зеркало заднего вида, а не на органы управления. Во-вторых, в-третьих и в сотых на дороге надо видеть сразу и одновременно все: люки и ямы (объезжай) под колесами (и желательно заранее)

внизу


вверху


слева


столба, а слева их запросто можно прозевать. И когда перед перекрестком ты собираешься куда-то поехать, спроси себя: "а можно ли туда?" и поищи знаки - "кирпич", одностороннее движение, поворот запрещен, белые стрелки на синем фоне. Когда ты впервые едешь по незнакомым улицам - ищи глазами дорожные знаки, в том числе и слева от дороги, а также висящие тыльной стороной к тебе. Мы живем не в мире разума и совершенства, поэтому некоторые знаки повешены явно для извращенцев. справа на въезде на перекресток, слева на выезде, или подвешены сверху на перекладине.

справа


в метре от него) и чтобы экстренно "вдарить по тормозам" (ноги на обе педали сцепление+тормоз вместе), если какой-нибудь бедолага шагнет с тротуара тебе под колеса не глядя. Посему у школ, пешеходных переходов, автобусных остановок и просто остановившихся автобусов - сбрось газ; и вообще: увидел человека или собачку или киску на краю тротуара - будь готов к торможению. Дети, женщины (с коляской) и собачки опасны особенно: они на дорогу смотрят плохо или смотрят не в ту сторону. Бегущие по своим делам дети и собаки - вообще бедствие. Им даже не приходит в голову, что они выбегают на проезжую часть - как бежали по своим делам, так и бегут. Вот поэтому в городе вообще не ездят быстро.

слева


чтобы виляя влево при объезде стоячих машин и бегущих пешеходов не врезаться в бок (а то и в лоб) едущему слева от тебя (или навстречу). и понимать и принимать решения следуя их указаниям! Это - что касается дороги. А еще надо одновременно принимать решения и правильно (причем вслепую) работать органами управления: пол, а не "слегка", что есть "никак").

Вовремя


заезжать в чужие ряды или встречную полосу движения.

сразу и одновременно


надо вовремя (и к месту) вспомнить! Мораль: вождение - тяжелый труд, хотя и не физический, но нервный. Излюбленное слово "стресс" - постоянное нервное напряжение (не паника, не испуг, но повышенное обостренное внимание) - тут очень к месту. А это утомляет (и, соответственно, делает езду опасной). Опасной делает езду также бесшабашность, пофигизм и "крутизна". Необученность даже менее опасна, чем сорвиголовство.

23. Как объезжать пешехода?


Пешехода, вышедшего на середину проезжей части,

за его спиной


вперед, а не назад. Хотя, особо нервный пешеход может шарахнуться назад от другой машины, поэтому объезжай его так, чтоб он мог сделать шаг назад и при этом не попасть тебе под колеса.

Требования, предъявляемые в ГАИ при приеме экзаменов по вождению автомо


1. Экзамен прекращается с оценкой ПЛОХО, если экзаменуемый:


смотрел на кисок, смотрел на приборы и прозевал автомобиль перед носом, или знак, или светофор); значения дорожного знака, указателя или разметки проезжей части;

"береги правый борт" или "уступи


дорогу помехе справа" - для перекрестка равнозначных


дорог);


обстановку, в том числе: при движении на улицах или дороге создал помеху другому транспорту (несвоевременно перестроился в рядах, повернул из несоответствующего ряда, ехал в левом крайнем ряду, когда это запрещено; при трогании с места или повороте не пропустил транспорт, двигающийся в прямом направлении; вызвал экстренное торможение своей или чужой машины), обогнал с нарушением установленных правил, не соблюдал мер предосторожности при движении задним ходом.

2. Оценка ПЛОХО выставляется, если экзаменуемый в процессе


проверки совершил три ошибки из числа приведенных ниже:


педалями, рычагами и рукоятками; сцепление ("бросал сцепление"); смотрел в зеркала заднего обзора); передачи (долго нагонял скорость за счет давления на "газ", вместо переключения на следующую передачу; ехал на передаче, не соответствующей диапазону скорости движения); двигателя (при притормаживании перед перекрестком забывал при спаде скорости перейти на низшую передачу - это грозит заглуханием двигателя); педаль сцепления перед переключением ручки коробки передач); транспорта (лучше отстать посильнее, но тормозить помягче); маневрированием; (замешкался на зеленый свет светофора: надо а) видеть светофор и б) не отвлекаться, не задерживать едущих тебе вслед); необходимостью (необходимость: опасность врезаться, или нужда остановиться именно в заданном месте на высокой скорости, если не затормозишь - проскочишь или наедешь); запрещена; Любая отдельно взятая ошибка из числа перечисленных, не может служить основанием для прекращения экзамена.

3. Дополнительные условия к требованиям


Экзамен прекращается, если экзаменуемый своими неосторожными действиями вызвал вмешательство экзаменатора в управление автомобилем. В числе трех ошибок для оценки ПЛОХО дополнительно учитывается следующее: откатывается назад; при действиях с ними (смотреть можно и нужно только на дорогу да в зеркала заднего вида); ручным тормозом (после полной остановки и постановки ручки передач в нейтраль).

Список запчастей, которые настоятельно рекомендуется возить с собой


Всегда необходимо возить с собой права, регистрационные документы на машину или доверенность, техпаспорт. (1) Ремень привода электрогенератора и жидкостного насоса. (2) Диафрагма бензонасоса. (3) Две новые свечи. (4) Бегунок (от распределителя зажигания). Уголек (контактная щетка). (5) Крышка прерывателя. (6) Конденсатор для распределителя зажигания (или коммутатор/контроллер для бесконтактного зажигания). (7) Изоляционная лента. (8) Комплект ламп освещения: 1 - фары; 1 - указатель поворота (или стоп-сигнал); 1 - габаритный огонь. (9) Предохранители. (10) Запасное колесо. (11) Запасная камера (если вдруг проколешься дважды на одном и том же месте по пути туда и по пути обратно). (12) Герметик для бескамерных шин - аэрозоль для заклейки проколов. (13) Комплект золотников (4 штуки) - "ниппели". (14) Буксирный трос (да покрепче). (15) 1.5 литра моторного масла. Иметь также запас дистиллированной воды 1.5 литра в гараже на доливку аккумулятора. (16) Запасная канистра бензина в багажнике. (17) Воронка, резиновый шланг (для переливки бензина). (18) Веревка, тряпки для протирки. Толстая проволока. (19) Переносная лампа 12 вольт, с длинным проводом и зажимами на концах. (20) Аптечка, огнетушитель, аварийный знак . Огнетушитель и аптечку не клади в багажник: если кто-нибудь врежется - то и багажник не откроешь. Но огнетушитель не клади и себе под ноги - может в самый неподходящий момент закатиться под педали, и не затормозишь. (21) Домкрат. (22) Шинный насос. (23) Саперная лопатка, подкапывать забуксовавшие колеса. (24) Документация по ремонту машины ("как?"). (25) Комплект гаечных ключей, отверток, монтеровок. []

Наша библиотека является официальным зеркалом библиотеки Максима Мошкова lib.ru

Реклама