Регистрация Вход
Библиотека /
Поиск по библиотекеМоя библиотекаИскать книгу(обмен)

Ар Юхси Ан. Маски, которые мы выбираем, маски, которые нас выбирают

Ар Юхси Ан. Маски, которые мы выбираем, маски, которые нас выбирают


Маски, которые мы выбираем, Маски, которые нас выбирают В этой "зарисовке" речь пойдет о том, какие маски мы выбираем, обща- ясь друг с другом, откуда они берутся и как они влияют на наше поведение. Маска - это некий образ, которому мы стараемся соответствовать для созда- ния определенного имиджа, маска определяет ту роль, которую мы играем в коллективе. Маску составляют выражение лица, одежда, интонации голоса, употребляемые наиболее часто слова, жесты. Основу маски составляет выраже- ние лица и одежда, а все остальное в большей или меньшей степени является их производными, например: озабоченное лицо со слегка нахмуренными бровями может означать заботливого отца семейства, решающего семейные проблемы, а если добавить строгий костюм и обстановку шикарного офиса, то получим портрет бизнесмена, решающего проблемы своей фирмы. Не трудно заметить, что такая маска не предполагает контакта и часто используется людьми, ко- торые желают его избежать. Маска является своеобразной защитой, которую мы часто используем, попадая в новый коллектив, знакомясь с новыми людьми. У каждого человека в запасе несколько дежурных масок, которые он применяет в случае, если основную маску срывают или она не подходит. В постоянном кол- лективе, как правило, маски и роли не повторяются, т.е. они могут перехо- дить от одного человека к другому, но двух идентичных масок не будет. Это похоже на то, что две женщины в одинаковых платьях в одной компании будут чувствовать себя не очень удобно. Работает тот же механизм, т.е. вознаг- раждение, которое "выделяется" этой маске, делится на двоих. Лишь в некоторых случаях наши маски слетают, открывая наше истинное лицо. Один из способов "сорвать маску" заключается в том, что человека нужно поставить в непривычную для него обстановку, причем это сделать без предупреждения и быстро, только в этом случае он не успеет подготовить надлежащие маски, итак маску срывает неожиданность. Знакомые знают друг друга по тем маскам, которые они друг другу де- монстрируют, приятели знают уже почти весь арсенал масок друг друга, но лица пока в тени, друзья видят лица друг друга и часто помогают менять маски. Первый запас масок мы получаем от своих родителей в детстве и отраба- тывем их в своих детских играх. Наиболее часто это проявляется в играх ти- па "дочки-матери", и взрослым часто забавно наблюдать за своими детьми во время этих игр. Присмотритесь, дети показывают то, как они воспринимают вас. По мере увеличения практики общения появляются новые маски, в том случае если старые не подходят. Часто выбор масок происходит неосознанно: понравившееся выражения лица, интонации или поговорка, встреченные нами в каком-либо месте, способны изменить нашу любимую маску или создать новую. Наиболее привычные маски изменяют наше лицо или все тело, этим пользуются физиогномисты, физиогномика может очень сильно помочь в расшифровке масок окружающих. Очень интересно то, что каждой маске могут соответствовать оп- ределенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фикса- ция взгляда, положение тела, жесты рук. Маску можно раскрыть для себя, заглянув ей в глаза. Маска одета не постоянно, мы одеваем ее непосредс- твенно перед общением (соответствующее выражение лица), но иногда забываем ее снять, оставаясь даже наедине с самим собой в ней. В процессе общения мы бессознательно стараемся поддержать свою маску, ищем постоянно свое "отражение" в собеседнике, чтобы убедиться, что маска на месте, этим отра- жением являются реакции окружающих, на все это тратится много внимания и энергии, которые можно было бы использовать для того, чтобы постараться понять собеседника. Именно поэтому часто в процессе общения мы больше за- интересованы собой, чем другим. Иногда роль требует смены нескольких масок, а сценарий смены несколь- ких ролей, но характер роли зависит от маски, а характер сценария - от ро- лей. Сознательно меняя маски и роли, человек может познать законы общения, и найти свое поведение в рамках этих законов. Происходит это по принципу принято - не принято. Если после общения с кем-то нам приятно, то мы ста- раемся повторить этот вариант поведения, эту ситуацию, роль или маску, а если нам не приятно, то ищем, чем же сменить, как изменить. Если у челове- ка длительное время одни неприятности и он ничего не пытается изменить, то вполне возможно, что ему нравятся те выигрыши, которые он получает в ре- зультате них. Это, например, может оправдывать его агрессивность, лень или раздражительность, можно сказать, что это является своеобразным психологи- ческим мазохизмом. Часто это приводит к тому, что человек хотел бы что-то изменить, но уже не может и в конце концов попадает либо к целителям, либо к психотерапевту. Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотите понять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше по- ловины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь по- казать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его не увидят, не бойтесь, что кто-то причинит вам вред, если будете практико- ваться в этом. Чем меньше масок задействовано в вашем поведении, тем она естественней и приятней для окружающих. В общении старайтесь помочь собе- седнику увидеть отражение его маски, часто это может существенно улучшить ваши с ним отношения. Выявление и анализ масок, ролей, сценариев - вещь трудная и интересная. Попробуйте сами и узнаете, что это так. Для тех, ко- го это заинтересовало, могу предложить для начала небольшой список из кол- лекции масок. Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Кто зна- ет, может вы найдете себя. Успехов вам. Коллекция масок: "Озабоченный", "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак", "Принц (Принцесса)", "Заслуженный пенсионер", "Крутой", "Счастливчик", "Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т.д. - Название маски часто совпадает с названием роли. - Маска скрывает лицо. - Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа. - Маска является формой. - Две одинаковые маски рядом не живут. - Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски. - Неожиданность срывает маску, а любовь снимает. - Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза. - Маска! Я тебя знаю! - Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на дру- гом. - Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу - маска. - Маски снимают или меняют. - Без маски легче видеть. - Кто хочет изменится, находит средство, а кто не хочет - находит причину. - Чем меньше масок, тем естественней поведение. Ар ЮХСИ АН Газета Филдви 5-94

Наша библиотека является официальным зеркалом библиотеки Максима Мошкова lib.ru

Реклама